Top.Mail.Ru

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СГСПУ

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

1. Изучение отечественной прозы и критики

Руководитель: Буранок О.М., д.пед.н., д.филол.н., проф.

Основатели научной школы: В.А. Бочкарев, доктор филологических наук, профессор; И.М. Машбиц-Веров, доктор филологических наук, профессор

Деятельность Самарской научной школы изучения отечественной прозы и критики ознаменовывалась получением масштабных результатов, значимых для истории теории отечественной литературы, а также изучения русской литературы в вузе и школы. Эти научные достижения связаны с именами выдающихся ученых-филологов прошлого (В.А. Бочкарев, И.М. Машбиц-Веров, И.В. Попов, В.Н. Перетц, В.П. Андрианова-Перетц, М.И. Рунт, С.А. Голубков, А.И. Метченко, М.С. Силина, И.В.Попов, Л.И. Янкина, А.В. Молько, Н.А. Буранок).

Представители школы разрабатывают следующие научные направления изучения историии теории русской литературы и критики: историческая драматургия конца с конца XVII века, публицистический аспект русской критики с конца XVIII по настоящий день, теория и история предклассицизма и предромантизма, жизнь и творчество Феофана Прокоповича, А.В. Дружинина, А.Н. Островского, Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, Н.М. Карамзина, А.П. Сумарокова, М.Ю. Лермонтова.

Активно разрабатывают разные аспекты данного научного направления д.ф.н., профессора Е.В. Абрамовских, К.С. Поздняков, Н.Б.Алдонина, В.Ш.Кривонос, а также к.ф.н., доцентыИ.В.Некрасова, Н.Н. Кислова, О.В.Щеголькова, Н.Н.Борщёва, С.Е.Подлесова, молодые преподаватели к.ф.н. А.В.Макарычев, Н.В.Карева. В составе научной школы, в том числе доктора наук – 4 чел. кандидаты наук – 6 чел., аспиранты – 2 чел., магистранты – 7 чел., студенты – 120 чел.

Результаты, полученные на всех этапах деятельности Самарской научной школы изучения отечественной прозы и критики, широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и в подготовке учителей русского языка и литературы и литературоведов. Авторским коллективом выпущено более 10 учебников и учебно-методических пособий, по которым ведется преподавание русской литературы во всех соответствующих образовательных организациях страны. Результаты исследований представителей научного направления легли в основу разработки кандидатских и докторских диссертаций, программ элективных и факультативных курсов. На базе данной научной школы был организован диссертационный совет по специальности 5.9.1. «Русская литература и литературы народов Российской Федерации».

Результаты деятельности научной школы за последние 3 года: более 250 публикаций, в том числе монографии, сборники материалов конференций и учебные пособия: Буранок О.М.Никанор Иванович Ознобишин и русская переводная художественная проза середины XVIIIвека : исследование, публикация текстов, комментарии / О.М. Буранок; при участии Н.А. Буранок, А.О. Буранка, С.О. Буранка, – 3-е изд., испр.и и доп. – М.: ФЛИНТА, 2023. – 485 с.; Кривонос В.Ш. Гоголь в русском литературном пространстве XIX-XX веков: монография. 2-е издание, исправленное и дополненное. Москва: ФЛИНТА, 2021. 272 с.; Буранок О.М. Русская литература XVIII века. Петровская эпоха. Феофан Прокопович: учеб.пособие / О.М. Буранок. – 5 изд., доп. – М., Флинта: Наука, 2023. – 470 с.; XXXVIIЗональная конференция литературоведов Поволжья: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Самары, 3-5 июля, 2021 г.). – Самара: Научно-технический центр, 2021. 400 с. В целом выпущено в свет более 10 монографий, свыше 20 учебных и учебно-методических пособий, свыше сотни статей, в том числе в международных базах данных (Scopus, Webof Science, Springer). 

2. История и теория русской драматургии XX-XXI веков

Руководитель: Журчева О.В., д.фил.н., проф.,член СТД РФ, член Союза журналистов РФ.

О.В.Журчева принадлежит к Самарской филологической школе Л.А.Финка, докторафилологических наук, профессора, русскогосоветского литературоведа, литературного и театрального критика, журналиста, заслуженногодеятеля науки Российской Федерации.

Самарские ученые, ученики Л.А. Финка, формируют и совершенствуют парадигму комплексного изучения русской драмы XX-XXIвеков. Деятельность научной школы, связанной с историей и теорией русской драматургии XX-XXIвеков на всех этапах ее функционирования.Научные достижения связаны с именами известных ученых В.П. Скобелева, Э.Л.Финк, С.З. Агранович и их учеников, ознаменовывалась получением серьезных результатов, значимых для теории и практики высшего и среднего образования, а также в области изучения и обобщения исследований современного литературного процесса.

Представители школы разрабатывают следующие научные направления изучения истории и теории русской драматургии XX-XXI  веков:движение стилей и методов в драме; монографическое описание творчества отдельных драматургов; новые имена в литературе (доктора филологических наук, профессора О.В.Журчева, В.Ш.Кривонос, кандидаты филологических наук Т.В.Болдырева, О.В.Щеголькова. Под научным руководством О.В.Журчевой подготовлено 4 кандидата наук в области изучения русской литературы XX века.

1. Учеными, продолжающими традиции научной школы, было выпущено около 10 монографий и 8 учебных пособий, которые стали методологическими ориентирами в области изучения современной драматургии и театра: Журчева О.В. Образы времени и пространства как средство выражения авторского сознания в драматургии М.Горького. Самара: СГПУ, 2003. 250 с.; Журчева О.В. Автор в драме: формы выражения авторского сознания в русской драме XX века. Самара: СГПУ, 2007.  418 с.; Болдырева Т.В. Медийность в пьесах А.Родионова и Е.Троепольской. Глава в коллективной монографии по итогам международной научной конференции «Современная российская и европейская драма и театр» / Под ред. Т.Г.Прохоровой и Е.Н.Шевченко. Казань: Школа, 2017. 280 с. (Раздел I. Современная российская драма: вопросы поэтики). 

Изданы статьи в ведущих рецензируемых изданиях РФ и за рубежом, в частности: Журчева О.В. Анекдот как свидетельство: историческая притча Э.Радзинского «Лунин, или смерть Жака» // Филология и культура. 2021. №3(65). С. 97-102.; Журчева О.В. Эго-документ как источник перформативности в современной пьесе // Известия Южного федерального университета. Филология. 2022. Т. 26. № 4. С. 135-145. Результаты исследований были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и собственно в практике филологических исследований. 

Под научным руководством О.В.Журчевой подготовлено 4 кандидата наук в области изучения русской литературы XX века.

3. Литература народов стран зарубежья 

Руководители: Бакалов А.С., д.фил.н., проф., почетный работник высшей школа РФ, член Союза переводчиков России, Радаева Э.А., доктор культурологии, к.фил.н., доц.

Основателями школы являются д.ф.н., проф. С.А. Орлов, д.ф.н., проф. Е.И.Волгина, видными представителями школы были к.п.н., проф.Т.А.Якадина и к.ф.н., проф. Н.А.Буранок.

А.С. Бакалов – создатель научной школы исследователей немецкой послеромантической поэзии.  О теоретической и прикладной значимости его научно- исследовательских работ свидетельствует тот факт, что часть из них издавалась в Москве, в ФРГ и Польше. Поэтическое творчество таких из-вестных западноевропейских авторов, как Т. Шторм, Ф. Рюккерт, Э. Мёрике, А. фон Платен, А. фон Дросте-Хюльсхоф, Ф. Геббель, Р. Саути, были введены в российский научный оборот благодаря монографическим исследованиям А.С. Бакалова, в некоторых случаях (Рюккерт, Дросте-Хюльсхоф, Мерике, Платен) – благодаря его переводам. После кончины Е.И.Волгиной он возглавил основанную ею школу германистов, значительно расширив тематику исследований за счет включения проблем изучения западноевропейской поэзии и прозы. 

При организации учебно-воспитательного процесса по изучению зарубежных национальных литератур широко используются как внутривузовские и межвузовские, так и международные кафедральные связи.

Результаты деятельности научной школы –монографии, и учебные пособия: Радаева Э.А. История современной зарубежной литературы: учебно-методическое пособие к курсу “История современной литературы” для студентов филологического факультета направления бакалавриат. Самара: Научно-технический центр, 2019. 293 с.; Радаева Э.А. История современной зарубежной литературы. От истоков до наших дней: учебно-методическое пособие для студентов филологического факультета педагогических вузов направления бакалавриат. Самара: Научно-технический центр, 2022. 220 с.; Бакалов, А.С. Август фон Платен (очерк поэтического творчества). Самара: СамГУПС, 2019. 87 с.; Бакалов, А.С. Готфрид Келлер (очерк поэтического творчества). Самара: СамГУПС, 2021. 143 с.;Радаева Э.А. Традиции экспрессионизма в мировой культуре. Монография. Самара: Научно-технический центр, 2022. – 250 с.; Журчева О.В. Литература русского зарубежья: 1920-1990. Учебно-методическое пособие. Самара: СГСПУ, 2022. 268 с. и др. – около 100 публикаций, в том числе в международных базах данных (Web ofScience) и за рубежом.

Результаты, полученные на всех этапах педагогической и научной деятельности, широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и в подготовке учителей русского языка и литературы и литературоведов. Под научным руководством подготовлено 8 кандидатов наук и 1 доктор наук в области зарубежной литературы

4. Теория литературы

Руководитель: Абрамовских Е.В., д.фил.н., проф.

Основатель научной школы: А.И. Метченко, доктор филологических наук, профессор.

Деятельность научной школы изучения теории литературы и методологии литературоведения ознаменовывалась получением масштабных результатов, значимых для современной научной парадигмы: руководство магистерской программой «Русская литература в мировом культурном пространстве» по направлению «Филология» 45.04.01; руководство работой научно-образовательного проекта СГСПУ «Виртуальный лекторий», который проводится совместно с преподавателями кафедры русской филологии Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. В рамках научной школы работает научный кружок «Филологические встречи». Ежегодно студенты, занимающиеся под руководством Е.В. Абрамовских научно-исследовательской работой, принимают участие в научных конференциях, побеждают в конкурсах на лучшую научную работу и получают стипендии Правительства и Президента РФ за достижения в научной работе. 

Е.В. Абрамовских стала инициатором и организатором проведения мероприятия регионального уровня – межвузовский методологический теоретический семинар для студентов высших учебных заведений г.о. Самара «Theoretical studies». Активные участники семинара – ассистенты М.А.Смоленская, А.В.Макарычев. Е.В. Абрамовских – член научного методологического семинара «Нарратологические исследования» (руководитель – проф. В.И. Тюпа).

Результаты деятельности научной школы –более 100 научных статей, в том числе: Абрамовских Е.В. Нарративная организация анимационного фильма Ж.-Ф.Лагиони «Картина» // Известия Самарского научного центра РАН (социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2020. – том 22. – № 73. С. 35 – 40.; Абрамовских Е.В. Обучающий научный семинар в социальной сети: возможности инновационной образовательной технологии («Theoretical studies»: «Историческая поэтика») // Известия Самарского научного центра РАН (социальные, гуманитарные, медико-биологические науки). 2021. № 79 (1) С. 7 – 13; Абрамовских Е.В. Незавершенное: феномен творческой практики. Коллективная монография. Екатеринбург: Алетейя, 2021. – 674 с., в том числе в международных базах данных (Scopus, Web ofScience).

Под научным руководством Е.В.Абрамовских подготовлено 3 кандидата наук, опубликовано более 70 статей студентов, магистрантов.

5. Жанровое своеобразие лирики

Основатель научной школы – В.А. Бочкарев, доктор филологических наук, профессор.

Руководитель научной школы – Некрасова И.В., к.филол.н., доцент.

Деятельность научной школы жанрового своеобразия лирики отмечена получением весомых результатов, значимых для истории отечественной лирики, а также для преподавания лирики в вузе и школы. Основными направлениями работы школы является изучение лирики В.Т. Шаламова, В.В.Маяковского, А.С. Пушкина, А. Блока.

Результаты, полученные на всех этапах функционирования научной школы, были широко востребованы как в системе подготовки педагогических кадров, в том числе научно-педагогических кадров высшей квалификации, так и собственно в практике анализа лирического текста. Авторским коллективом выпущено более 100 публикаций, которые используются для изучения лирики разных периодов, в том числе: Некрасова И.В. Современная популярная культура и литература в цифровую эпоху: феномен многовариантности, сериализации, трансмедийности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2022. Т.22, вып.3. С.356–360; Некрасова И.В. «Коды» русской классики и их восприятие современной культурой и литературой // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2021. Том 23. №79(1). С.102-109; Некрасова И.В.Отражение «вечных» ценностей в произведениях новейшей русской литературы // Revitalizace hodnot: umění a literatura IV / editor Josef Dohnal. – V Tribunu EU vydání první. – Brno: Ústav slavistiky FF MU: Česká asociace slavistů : Tribun EU, 2019. – С.353-362 (0,4 п.л.) 

6. Динамические процессы в лексике и грамматике

Основатель и руководитель научной школы: д.филол. н., проф. Е.П.Иванян, Почетный работник высшего профессионального образования РФ; Почетный наставник Министерства просвещения Российской Федерации.

В состав научной школы входят к.ф.н. доценты Е.Ю.Долгова, Н.В.Гоннова, молодой преподаватель Н.Д.Осипова. Основной целью исследований в рамках школы является анализ особенностей бытования лексических, словообразовательных и грамматических языковых единиц в различных сферах современного русского дискурса; особенности проявления русской лингвокультуры в художественном, публицистическом и коммерческом дискурсах, интернет-коммуникации, в динамике русского ономастикона, специфика лингвоэкологии педагогической речи; языковые и речевые маркеры национальной картины мира, прагмалингвистические аспекты коммуникативистики, проблемы художественного перевода. В рамках научного направления работают аспирантура и магистратура.

Результаты исследований научной школы –монографии, словари и учебные пособия: Иванян Е.П., Айрян З.Г. Стихотворение Г. Алишана «Раздан»: поливариантность смыслов, интерпретаций, переводов // Научный диалог. 2020. № 12. С. 133-150; Иванян Е.П. Эвфемизмы русского языка : Спецкурс : учебное пособие. Москва: ФЛИНТА, 2022; Иванян Е. П., Клюшина А. М.  Последний vs крайний в онтологическом освещении // Научный диалог. 2022. Т. 11. № 4; Паршина О.Д., Иванян Е.П. Аксиология феномена провинции в российских средствах массовой информации начала XXI века // Научный диалог. 2020. № 8. С. 123-140; Соколова М.Г. Эволюция конституентов образных полей дендронимов в русской поэзии XVIII-XX веков: системно-функциональный подход. Тольятти, 2020. 183 с. ; Ivanyan E., Klyushina A. The Use of the Phraseological Units with the Semantics of Extreme in Russian Discourse The Discoursal Use of Phraseological Units / Edited by Elena Arsenteva. Cambridge Scholars Publishing. 2021. Монография; Gurova I., Ivanian E., Michailova M., Gudkova S., Parshina O. Methodology for Linguistic Education at Digital Age: Case Study for Regional Universities // Uskov, V.L., Howlett, R.J., Jain, L.C. (eds) Smart Education and e-Learning – Smart Pedagogy. SEEL-22 2022. Smart Innovation, Systems and Technologies, vol 305. За последние 3 года вышло в свет более 228 публикаций, свыше 10 публикаций СКОПУС и WoS, 5 монографий.  

В рамках научной школы успешно реализованы гранты: РГНФ – 2013, Русский мир – 2021.

Под руководством Е.П. Иванян защитили диссертации 2 доктора и 14 кандидатов филол. наук.

7. Язык как функционирующая система

Основатели школы. У истоков этой научной школы стоял д.ф.н. профессор В.А.Малаховский. В дальнейшем эта научная школа развивалась учениками, аспирантами В.А.Малаховского, А.Н.Гвоздева и А.А.Дементьева: д.ф.н., проф. Е.С.Скобликовой (диалектологическая работа – до 1969 г.), д.п.н., проф. Е.П.Прониной (методическая работа – до 2010 г.), д.ф.н., проф. Е.М.Кубаревым (до 2003 г.), к.ф.н., проф. М.Н.Везеровой (изучение языка художественных произведений – до 2011 г.), д.ф.н., проф. З.Н.Бакаловой (актуальные аспекты изучения художественных текстов – до 2023 г.).

В настоящий момент наиболее заметным представителем этой научной школы является к.ф.н., доц. Т.Е.Баженова, почетный работник сферы образования РФ. 

Т.Е.Баженова относится к самарской филологической школе проф. Е.С.Скобликовой и Д.И.Алексеева, учеников В.А.Малаховского и А.Н.Гвоздева. Сферу её научных интересов составляют вопросы современного состояния русских народных говоров, в частности самарских диалектов, региональная лингвогеография и лексикография. Она является активным организатором диалектологической работы в вузе и регионе, хранителем уникального диалектологического архива СГСПУ, участником всероссийского проекта ИЛИ РАН «Лексический атлас русских народных говоров» (автор карт). Научное изучение говоров Среднего Поволжья по её инициативе поддерживалось грантами РГНФ, РФФИ, Администрации Самарской области (2012, 2013-2014, 2016-2017, 2018-2019, 2021 гг.).

Основные результаты научных исследований по диалектологии и лингвистической географии отражены в следующих работах: Баженова Т.Е. Лексика самарских говоров: типологическое и лексикографическое описание: монография. Самара: СГСПУ, 2017. 190 с.; Баженова Т.Е. Тематический словарь самарских говоров. Самара: СГСПУ, 2020. 192 с.; Саратов: Вузовское образование, 2022. 192 c.; Лексический атлас самарских говоров: карты и комментарии / под ред. Т.Е.Баженовой. Самара, 2021. 80 с.: ил. 9,3 п.л.; Баженова Т.Е. Типологическое своеобразие вторичных говоров с южнорусской основой в Среднем Поволжье // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2021. Т. 27, № 4. С. 160–167; Баженова Т.Е. Диалектная лексикография: к проблеме тематической презентации лексики средне-волжских говоров// Научный диалог. 2020. №2. С.21-34; Баженова Т.Е. Специфика кодирования представлений о человеке в русских говорах Среднего Поволжья //Новая русистика. Международный журнал современной филологической и ареальной русистики. Чехия, Брно, Философский факультет университета Масарика. 2019. №1 (XII). С.19-29; Баженова Т.Е. Проект лексического атласа самарских говоров //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2014. №1(74). С.105-117. и др. – более 100 научных работ, в том числе Web of Science, ErihPlus, RSCI, учебно-методические рекомендации по диалектологии и диалектологической практике.

В последнее время (до ухода на пенсию в илюле 2023 г.) общепризнанным лидером научной школы являлась д.ф.н., проф. З.Н.Бакалова – аспирант Е.С.Скобликовой, ученица В.А.Малаховского, А.Н.Гвоздева и А.А.Дементьева, много лет посвятившая работе в родном вузе. Она автор монографий, ряда статей, опубликованных в изданиях ВАК. Два её соискателя стали кандидатами филологических наук, среди которых – доцент О.А.Починяева, ведущая активную научную работу на факультете. З.Н.Бакалова долгое время руководила работой методологического семинара на кафедре русского языка, культуры речи и методики их преподавания.

Можно выделить следующие аспекты научно-исследовательской деятельности в рамках данной научной школы:

1) актуальные аспекты изучения художественных текстов (О.И.Кальнова, Е.Ю.Долгова, В.Л.Карякина, О.А.Починяева); 

2) изучение говоров Среднего Поволжья(Т.Е.Баженова, Е.Ю.Долгова, Н.Е.Воскресенская);

3) преподавание русского языка в школе и вузе в системном и текстовом аспектах (Ю.А.Белкина, Г.Н.Тулузакова, Н.В.Гоннова).

В рамках научной школы ежегодно с 2008 г. организуется филологическая конференциямолодых ученых «Язык. Культура. Личность», поднявшаяся от внутривузовской конференции до международной и всероссийской с международным участием. По итогам конференции издается сборник РИНЦ, в частности: ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЛИЧНОСТЬ. Выпуск 9 : материалы всероссийской с международным участием научной конференции молодых ученых. (Самара, 16 декабря 2023 г.) / отв. ред. Т.Е. Баженова – Самара : ООО «Научно-технический центр», 2023. – 355 с.