Top.Mail.Ru

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СГСПУ

В рамках НИР разработан онлайн-курс, направленный на пропедевтику основ искусственного интеллекта в начальной школе

В 2024 году коллектив Самарского государственного социально-педагогического университета по госзаданию Минпросвещения России выполнил научно-исследовательскую работу «Пропедевтика основ искусственного интеллекта в начальной школе: содержательные и методические аспекты». О задачах, которые были поставлены в рамках проведения НИР, а также полученных результатах федеральному порталу «Российское образование» рассказала Ольга Брыксина, кандидат педагогических наук, доцент, советник при ректорате СГСПУ.

«Когда мы анализируем путь в профессию высококлассного ИТ-специалиста, то, как правило, имеем историю, которая начинается за школьной партой. Хороший «айтишник» – «родом из детства». Поэтому еще недавно педагогическое сообщество обсуждало проблему возрастного ценза при обучении информатике, а сегодня на повестке дня – обсуждение проблемы знакомства учеников с технологиями ИИ. Именно в начальной школе надо начинать говорить с ребятами о наукоемких профессиях, чтобы они видели перспективы развития технологий и понимали: необходимо учиться для совершенствования окружающего нас мира. Это вызов для современной школы и ученых-педагогов, который определил тему исследования», – отметила Ольга Брыксина.

Она обратила внимание, что в ходе НИР был проведен анализ содержательной ценности и дидактического потенциала ключевых технологий искусственного интеллекта в части формирования общеинтеллектуальных умений и личностных результатов младших школьников. Актуальные вопросы исследования рассмотрены всесторонне.

«В проекте участвовали специалисты по начальному образованию, преподаватели кафедры информационно-коммуникационных технологий в образовании, сотрудники Педагогического технопарка «Кванториум» им. В.Ф. Волкодавова, а также Центра электронного обучения нашего университета. Только такой подход к формированию команды позволил провести многофакторный анализ исследования», – подчеркнула советник при ректорате.

Научным коллективом вуза была выявлена специфика организации деятельности обучающихся и педагогов в рамках пропедевтического курса по ИИ для учеников начальной школы. 

«Ключевая идея НИР заключалась в том, что пропедевтику основных понятий искусственного интеллекта можно осуществлять на предметном материале начальной школы как во внеурочной деятельности, так и на уроках математики, русского языка, окружающего мира и др. Учеников можно познакомить на пропедевтическом уровне с основными технологиями ИИ, в том числе с понятием обучающей выборки, задачами классификации и кластеризации машинного обучения, основами анализа данных, компьютерного зрения, голосового ввода», – пояснила Ольга Брыксина.

Она добавила, что в ходе исследования ученые вуза опирались на мнение и потребности педагогического сообщества. 

«В анкетировании, проведенном в рамках НИР, приняло участие 1945 респондентов (в их числе 1794 учителя начальной школы, что составляет 92% от общего числа участников анкетирования) из 12 регионов страны, включая Республику Татарстан, Самарскую, Саратовскую, Оренбургскую области, Приморский край, г. Москву, Воронеж, Ижевск, Калининград и др., которые подтвердили актуальность тематики исследования и острую необходимость в методических материалах», – рассказала Ольга Брыксина.

Так, в рамках научного проекта были подготовлены информационно-аналитическая справка «Анализ ключевых технологий искусственного интеллекта и их дидактического потенциала», комплект учебно-методических материалов для сопровождения программы внеурочной деятельности «Знакомство с искусственным интеллектом», а также методические рекомендации по пропедевтике основных понятий ИИ на предметных уроках начальной школы, таких как математика, русский язык, окружающий мир.

Полученные результаты направлены в том числе на интерактивный формат взаимодействия с учениками (использование дидактических игр), интеграцию с предметным содержанием начальной школы, ориентацию на формирование личностных результатов (усиление воспитательного потенциала) школьников и мотивацию к получению учащимися наукоемких профессий.

«Для удобства транслирования материалы представлены в формате массового открытого онлайн-курса «Пропедевтика основ искусственного интеллекта в начальной школе» на платформе Stepic.org, который включает в себя три модуля, 24 урока, 76 тестовых заданий для самоконтроля», – пояснила Ольга Брыксина.

Разработанный курс может быть использован для организации тематических семинаров, круглых столов, мастер-классов, самообразования педагогов с целью формирования цифровой компетентности учителей начальных классов и повышения уровня содержательной, методической и технологической готовности к пропедевтике основных понятий и технологий ИИ в начальной школе на предметных уроках и во внеурочной деятельности.

Эксперты, принимающие участие в апробации материалов проекта, отметили, что проведение педагогических научных исследований имеет высокую практическую значимость, которая заключается прежде всего в том, что результаты направлены на качество современного образования, определяющее интеллектуальный потенциал нашей страны.