В Самарском государственном социально-педагогическом университете одна из наиболее успешных научно-исследовательских работ связана с изучением опыта внедрения искусственного интеллекта в образовательную систему. Проект реализован по госзаданию Минпросвещения России. Об этом федеральному порталу «Российское образование» рассказали в СГСПУ.
Так, важные и актуальные результаты были получены в 2024 году в ходе проведения НИР «Пропедевтика основ искусственного интеллекта в начальной школе: содержательные и методические аспекты».
«В современном обществе идут настоящие дебаты по проблеме знакомства младших школьников с ИИ. Нас окружает мир, в котором он качественно изменил финансовую сферу, маркетинг, повышает качество диагностики здоровья человека и других медицинских услуг, заботится о нашей безопасности. И конечно, это должно стать предметом для обсуждения с учащимися. Именно в начальной школе надо начинать говорить о наукоемких профессиях, чтобы ребята видели перспективы развития технологий, осознавали риски, чтобы красной линией проходил посыл: необходимо учиться в целях совершенствования этого мира», – отметил проректор по научно-исследовательской работе СГСПУ Сергей Буранок.
По его словам, разработанные материалы представлены в формате массового открытого онлайн-курса «Пропедевтика основ искусственного интеллекта в начальной школе».
Он уже может использоваться для самообразования педагогов, проведения тематических семинаров, круглых столов, мастер-классов и курсов повышения квалификации для формирования цифровой компетентности учителей начальных классов и повышения уровня содержательной, методической готовности к пропедевтике основных понятий и технологий ИИ на предметных уроках и во внеурочной деятельности.
Также значимые результаты показали в 2024 году проекты по международной деятельности, связанные с изучением образовательной системы Танзании.
«Под руководством ректора вуза Светланы Бакулиной изучаются модели интеграции русского языка как иностранного в учебный процесс Танзании. Так, в период 2023–2024 гг. наша делегация в ходе рабочих командировок занималась анализом системы образования африканского государства, который позволил дальнейшую проработку вопроса», – рассказал Сергей Буранок.
Кроме того, важным исследованием в научной деятельности вуза стала НИР «Раннее выявление и сопровождение одаренности в условиях художественно-творческого процесса».
«Это продолжение масштабной работы, которая началась несколько лет назад при поддержке различных грантовых фондов России. В группах старших дошкольников с использованием авторских методик была проведена эмпирическая проверка эффективности педагогических условий изучения одаренности ребенка средствами цифровой мультимодальной образовательной среды с элементами современного искусства», – рассказал Сергей Буранок.
Он добавил, что с 2021 года каждая кафедра СГСПУ участвует в процессе подачи заявок в целях реализации НИР, поскольку в научных направлениях традиционно присутствуют две-три проблематики, подходящие под тематику, предложенную Минпросвещения России.
Всего в 2024 году в рамках госзадания ведомства вузом проведены четыре исследования, связанные с международной деятельностью, цифровыми технологиями в учебном процессе, вопросами дошкольного образования, патриотическим воспитанием учащихся и студентов. Два из них носят фундаментальный характер.
По итогам всех реализованных НИР были опубликованы учебно-методические рекомендации, научные статьи, созданы учебные материалы, которые используются педагогами не только Самарской области, но и других регионов страны.
В 2025 году СГСПУ в рамках госзадания Минпросвещения России реализует два исследовательских проекта по направлениям «Работа с родителями: формирование сообществ, методическое сопровождение, модели взаимодействия педагогов и родителей» и «Международная деятельность (проекты)».
В вузе отметили, что во всех НИР активное участие принимают молодые ученые: бакалавры, магистранты, аспиранты. Из числа обучающихся, которые помогали реализовывать проекты в 2021–2022 гг., многие уже защитили диссертации, стали кандидатами наук и проводят работу над собственными исследованиями.