Top.Mail.Ru

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

СГСПУ

Круглый стол на тему «Образ семьи в советской литературе» на филологическом факультете

В рамках программы Региональной конференции «Древо семьи как основа российской цивилизации» 16 мая на филологическом факультете состоялся круглый стол на тему «Образ семьи в советской литературе». Модераторами выступили к.филол.н, доцент кафедры литературы, журналистики и методики обучения Н.Н. Кислова и ассистент кафедры литературы, журналистики и методики обучения М.А.Смоленская Мероприятие посетили студенты 4 курса филологического факультета, изучающие в этом семестре историю русской литературы с 1917 по 1956 год. 

Разговор начался с обзора «мысли семейной» в русской литературе. В литературе первой половины XX века студенты отметили сохранение традиций литературы XIX века – выбор авторами жанровисторического романа, семейной хроники и идиллии, стремление показать картину мира на примере нескольких семей в художественных текстах, следование традиционным ценностям. 

Готовясь к круглому столу, студенты проработали ряд вопросов, связанных с образом Дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия». На примере этого произведения они рассуждали о взаимосвязях истории человека, семьи и государства. Дом в романе студенты назвали носителем культуры. Изразцовая печь становится летописью семьи, кремовые занавески, «веселые окна» и лампа под абажуром выступают символами уюта, а «лучшие на свете шкапы с книгами» – знаком сохранения культуры главными героями. 

Центральной проблемой стал конфликт отцов и детей в эпоху исторических потрясений. М.А. Шолохов в рассказе «Родинка» (из цикла «Донские рассказы») показал трагедию Гражданской войны на примере распада семьи. В романе-эпопее «Тихий Дон» автором осмыслялось соотношение судьбы семьи и судьбы нации. Семья Мелеховых – хранительница традиций донского казачества и его основных ценностей: земли, нравственности, семьи. И распад старого мира начинается с распада семьи. Детально студенты обсудили смыл финала –брак Кошевого и Дуняшки, на который дает согласие Ильинична, понимая, что будущее – за семьей, возвращение Григория к сыну, родному дому и земле.

Вторая часть круглого стола была посвящена литературе военных лет. На примере рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» обсудили семью приобретенную – Андрея Соколова и его приёмного сына Ванютку. Это были «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы…». Именно создание новой семьи помогает главному герою преодолеть этот ураган. Обсуждая поэму К. Симонова «Сын артиллериста», студенты поняли, что на войне весь народ становится друг для друга семьей. Только объединившись, став друг другу родными, как в семье, смогли они противостоять общему врагу. 

Кульминацией стало прочтение стихотворений военных лет – К. Симонова, А. Твардовского, О. Берггольц. Трагедия отцов, матерей, жен, детей соседствует с надеждой на возвращение в родной дом.

Круглый стол показал, что семья становится точкой опоры в период исторических потрясений. Именно кровные узы, общие семейные традиции и ценности способны противостоять всем бедам и тревогам.