16 мая 2024 г. в рамках Региональной конференции «Древо семьи как основа российской цивилизации»прошло заседание круглого стола «Речевая культура семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста как показатель родственных взаимоотношений». Модератор: к.филол.н, доцент кафедры дошкольного образования Н.В. Гоннова.
На круглом столе обсуждались такие важные вопросы, как языковая (речевая) среда семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста; речевой этикет семьи; проявление речевой агрессии детей дошкольного и младшего школьного возраста и пути её преодоления в семье.
В работе круглого стола приняли участие к.ф.-м.н., декан факультета начального образования Н.Г. Кочетова, к.п.н., заведующий кафедрой начального образования, заместитель декана по научно-исследовательской работе факультета начального образования Л.В. Лысогорова, к.филол.н., заведующий кафедрой дошкольного образования И.В. Гурова, д.п.н., профессор М.Д. Горячев, к.п.н., доцент Л.Ю. Калинина, старший преподаватель кафедры дошкольного образования Ю.В. Аитова, учителя начальных классов, педагоги дошкольных образовательных организаций, студенты 2 и 5 курсов (направленность (профиль) «Начальное образование» и «Иностранный язык» (английский), «Дошкольное образование» и «Начальное образование»). С приветственным словом к собравшимся обратилась декан факультета начального образования Н.Г. Кочетова, которая подчеркнула значимость культуры речи для каждого человека, необходимость её формирования в семье, детском саду, школе.
Студент 5 курса А.Ю. Комина (направленность (профиль) «Дошкольное образование» и «Начальное образование») в выступлении «Языковая (речевая) среда семьи с детьми дошкольного и младшего школьного возраста» акцентировала внимание на том, что родителям необходимо знать, какое значение для ребёнка имеет речь взрослых и как именно нужно общатьсяс маленькими детьми; особенно велика роль матери в развитии речи и мышления детей, так как она проводит с ребёнком большую часть времени.Семья играет большую роль в развитии речи детей, формировании их речевой культуры, становлении личности. Как создавать благоприятную речевую среду, каким образом взаимодействовать семье и школе – на эти вопросы дали ответы к.п.н, заведующий кафедрой начального образования Института развития образования Самарской области С.В. Самыкина (тема выступления: «Языковая (речевая) среда семьи с детьми младшего школьного возраста: развиваем традиции семейного чтения») и учителя начальных классов ГБОУ СОШ № 22 г. Сызрани А.А. Аббясова и С.Н. Тарасова (тема выступления: «Взаимодействие семьи и школы в формировании речевой культуры ребёнка»).
Выступление к.филол.н., заведующего кафедрой дошкольного образования И.В. Гуровой и к.п.н., заведующего кафедрой начального образования Л.В. Лысогоровой «Семейный дискурс: функционирование вокативов и эпистолярный жанр в семейном общении» вызвало живой интерес: с одной стороны, это серьёзная тема для научного исследования, с другой – она понятна и близка каждому из нас. Коллеги рассказали о семейных традициях обращений друг к другу, показали фотографии, письма, открытки, которые с любовью хранятся в семейных архивах. Д.филол.н., профессор Е.П. Иванян и учитель русского языка и литературы, магистрант 2 курса Ю.П. Люленкова (направленность (профиль)«Русский язык в среднем общем и высшем образовании») представили участникам круглого стола доклад «Вокативы к возлюбленной в современном семейном дискурсе», привели примеры не только ставших привычными и знакомыми обращений, но и необычных, которые вызывают улыбку, удивление, а порой и недоумение.
Об обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста речевому этикету говорила с собравшимися учитель начальных классов ГБОУ СОШ № 5 «ОЦ «Лидер» г.о. Кинель Ю.В. Хлынцева, обосновывая необходимость серьёзной работы и педагогов, и родителей в этом направлении. Студент 2 курса П.А. Пилясова(направленность (профиль) «Дошкольное образование» и «Начальное образование») в докладе «Просвещение родителей в области формирования навыков речевого этикета у детей дошкольного возраста» предложила цикл бесед родителей с детьми дошкольного возраста«Волшебные слова», «Урок вежливости», «Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер!» и др.
Особенности проявления первой речевой агрессии детей дошкольного и младшего школьного возраста и пути её преодоления были раскрыты в выступлении доцента кафедры дошкольного образования Н.В. Гонновой и студентов 5 курса В.С. Семичастновой и А.А. Конкиной (направленность (профиль) «Дошкольное образование» и «Начальное образование»), уже работающих в рамках годичной практики учителями начальных классов и имеющих опыт общения с маленькими агрессорами. Педагоги-воспитатели (Дошкольные группы МБОУ Школы №176 г.о. Самара)С.Н. Чижова и Н.А. Шубина привлекли участников круглого стола к обсуждению проблемы использования в речи детьми дошкольного возраста ненормативной лексики, поделились опытом своей работы, продемонстрировали несколько эффективных приёмов, позволяющих решать эту проблему, снижая уровень речевой агрессии дошкольников.
Работа круглого стола, по мнению и организаторов, и участников, прошла продуктивно и не оставила равнодушным никого. Актуальностьпредложенных для обсуждения вопросов не вызывает сомнений. Подобные мероприятия, приуроченные к Году семьи, должны найти продолжение и стать традиционными, поскольку сам формат круглого стола располагает к активному общению и принятию важных решений.