18 декабря 2024 г. на базе Института развития образования Самарской области состоялся II Региональный конкурс практик инклюзивного дошкольного образования для педагогов-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ОВЗ. Конкурс ориентирован на выявление, поддержку и дальнейшее распространение лучших практик психолого-педагогического сопровождения, обучения, воспитания и развития детей с особыми образовательными потребностями в условиях специального и инклюзивного образования. Инициатором конкурса в рамках реализуемого проекта «Стартап Академия “Эффективные практики инклюзивного дошкольного образования”» выступает директор РУМЦ СГСПУ, к.п.н., доцент Лариса Асхатовна Ремезова .
С приветственным словом к участникам мероприятия выступили ректор СГСПУ Светлана Юрьевна Бакулина и и.о. декана факультета психологии и специального образования Лариса Юрьевна Панарина. О проекте «Стартап Академия» рассказала проектор по учебно-методической работе и качеству образования СГСПУ Наталья Николаевна Кислова. Конкурс организован и проведен при поддержке преподавателей ФПСО. В жюри конкурса с объективной оценкой представленных проектов принимала участие заведующий кафедрой логопедии, специальной педагогики и специальной психологии Елена Автандиловна Чаладзе; экспертную поддержку практик осуществляла к.п.н., доцент Татьяна Николаевна Винтаева. Модератором мероприятия выступала заместитель декана по научно-исследовательской работе ФПСО Светлана Сергеевна Мишина.
Восемь образовательных организаций из городов Самары, Тольятти, Сызрани, с.Кинель-Черкассы и п.г.т. Смышляевка представили практико-ориентированные проекты на самые разные темы «Сенсорное рисование в коррекционной работе с детьми с ОВЗ», «Система дидактических игр по коррекции и развитию восприятия», «Сенсорно-ментальный подход к формированию количественных представлений у дошкольников». Особого внимания заслуживали эффективные практики работы учреждений по проблеме развития познавательной и коммуникативной инициативы у детей с образовательными потребностями, формирование коммуникативного поведения дошкольников в условиях инклюзивного образования и другие. Проекты были представлены в трех номинациях. Критериями оценки являлись востребованность практики, возможность реализации в условиях инклюзии, содержательность, новизна, апробация проекта, качество презентации. Участники представляли эффективные практики работы своих образовательных организаций как сольно, так и в рабочих группах; научно и методически обосновывая предложенные подходы в работе с особенными детьми, творчески раскрывая содержательную часть проекта, аналитически представляя результаты работы. Все проекты были отмечены высокой оценкой жюри конкурса.
Проводимый в очередной раз Региональный конкурс эффективных практик стал не просто площадкой, объединяющей педагогическое сообщество коррекционного образования Самарского региона, но и праздником для педагогов в преддверии Нового 2025 Года. Творческими номерами поздравили и поддержали участников и гостей мероприятия ансамбль “ДушеГрея” с русским народным танцем «Счастье», вокально-инструментальный ансамбль «Задорные южане» с композицией «Топни, ножка моя» ресурсной зоны ОЦ «Южный город» пос. Придорожный, детская школа балета «Lil Balerin» и Академии Хореографии с сюитой по мотивам балета «Щелкунчик». Участники и гости оставили много положительных отзывов об организации и проведении мероприятия.