В Педагогическом форуме принимают участие исключительно заинтересованные профессионалы из ближнего и дальнего зарубежья, а также педагоги из различных регионов России, обсуждающие проблемы, значимые для педагогического сообщества, и что еще важное – обучающиеся, (дети дошкольного и школьного возраста), представляющие свои научные разработки.
На открытии Форума с приветственной речью и поздравлениями выступили: исполняющий обязанности ректора «СГСПУ», кандидат культурологии Светлана Юрьевна Бакулина; депутат Думы городского округа Самара, заместитель председателя Общественного совета по вопросам образования при Главе городского округа Самара Вячеслав Сергеевич Звягинцев.
В работе Форума принимал участие заместитель руководителя Центра развития образования РАО Эммануил Робертович Баграмян:
«Задача Года педагога и наставника – не только привлечь внимание к этой профессии и воздать должное уважение нашим учителям и наставникам, но и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь в педагогические вузы творческих, способных, активных абитуриентов, которые после окончания вуза придут работать в школы. Год педагога и наставника, безусловно, должен не только сохранить и приумножить лучшие традиции, которые были в Советском союзе и есть сейчас в России, но обрести новые традиции».
Отличительная особенность мероприятия – в его утилитарной направленности: здесь выступают ученые, педагоги, чтобы найти решения тем актуальным педагогическим проблемам, с которыми ежедневно сталкиваются в своей работе социальные педагоги, педагоги-психологи.
В нем принимали участие исключительно заинтересованные профессионалы:
Бетеня Елена Петровна, проректор по учебной работе Минского государственного лингвистического университета, кандидат филологических наук;
Гаврилова Ольга Николаевна, председатель, заместитель декана по воспитательной работе факультета межкультурных коммуникаций Минского государственного лингвистического университета;
Mr. Rajen Chatterjee, Director of International department of Alliance University, Bangalore, India;
Фролова Мария, директор школы языковой подготовки и коммуникации SquirrLE.
В рамках Форума состоялось награждение победителей областного конкурса исследовательских проектов учащихся начальных классов «Мы сами открываем чудеса».
Программа Форума в первый день его работы включала в себя пленарное заседание, на котором выступали: Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СГСПУ»; Куриленко Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и технологии социальной работы ФГАОУ ВО «Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева»; Жудро Михаил Михайлович, ректор Могилевского государственного областного института развития образования, кандидат экономических наук; Сухан Юлия Сергеевна, начальник центра развития регионального образования Могилевского государственного областного института развития образования; Селезнева Светлана Васильевна, начальник отдела организаторов образования и педагогического процесса Могилевского государственного областного института развития образования; Захватова Екатерина Алексеевна, кандидат филологических наук, доцент Религиозной организации – духовная образовательная организация высшего образования «Свято-Алексеевская Иваново-Вознесенская Православная духовная семинария Иваново-Вознесенской Епархии Русской Православной Церкви»; Васильев Александр Николаевич, секретарь методического совета Центра военно-патриотического воспитания молодёжи «АВАНГАРД» (г. Москва); Фролова Ирина Сергеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МБОУ Школа № 8 г.о. Самара.
Форум охватывает всю систему образования от первой ступени дошкольного и заканчивая постдипломным образованием. Отмечая значение проведения Форума в современных условиях, проректор по научно-исследовательской работе «СГСПУ», доктор исторических наук, профессор Сергей Олегович Буранок подчеркнул, что будущее нашей страны связано с развитием технологий, а также то, что форум станет важной вехой в дальнейшем развитии педагогической науки, площадкой для активного обсуждения существующих проблем и перспектив.
Декан факультета начального образования, заведующий кафедрой дошкольного образования Наталья Геннадьевна Кочетова, отметила роль и значение мероприятий, неразрывно связанных с инновационными процессами в образовании и направленных на пропаганду педагогических идей и достижений, способствующих, тем самым, развитию системы образования в целом.
Дальнейшая работа Форума была организована по дискуссионным площадкам: «Современное образовательное пространство: традиции и инновации», «Воспитание и развитие детей школьного возраста», «Современное дошкольное образование: теория и практика».
Богатая программа форума позволила молодым и опытным педагогам России и зарубежья осуществить научно-информационный обмен достижениями в сфере развития педагогической науки и профессионального педагогического образования и укрепить научное и педагогическое сотрудничество российских и зарубежных педагогов.
Во второй день работы Форума дети дошкольного и школьного возраста представляли свои научные разработки в МАДОУ «Детский сад № 385» г.о. Самара, заведующий Павловская О.Н.(секция: «Самые первые открытия») и МБОУ «Школа №12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова» г.о. Самара, директор Горячева Е.В. (секции: «Познавательно-исследовательская деятельность», «Радуга открытий», «Этот увлекательный мир»).
«Можно с уверенностью сказать, что наш форум стал отличной и по-настоящему востребованной площадкой для общения активной, талантливой искренне увлечённой интересными, содержательными идеями, нацеленными на результат и практическую отдачу педагогами, профессионалами своего дела. А что еще и важно, это участие детей дошкольного, школьного возраста. И в работе Форума воплощен очень важный принцип «Не для детей, а вместе с ними» – подчеркнула Светлана Александровна Севенюк, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики, руководитель Самарского научного центра РАО на базе «СГСПУ».
Основной приоритет государственной политики заключается в идеи непрерывного образования, смыслом которой становится обеспечении каждому человеку постоянного творческого развития на протяжении всей жизни, обновления знаний и совершенствования навыков.
Сегодня как в школьном, так и в дополнительном образовании главное – дать возможность всем детям проявить свои способности, таланты и творческий потенциал. Образовательная миссия непрерывного образования – это возможность каждого ребенка реализовать личные планы, научиться быть гибким, адаптивным к изменениям в профессиональной деятельности, непрерывно развиваться и саморазвиваться.
Все это затрагивает систему дополнительного образования детей, вследствие чего актуализируется роль дополнительного образования на современном этапе.
Предпосылкой успешной жизнедеятельности в таких условиях является комплекс самообразовательных возможностей, основы которого как раз и закладываются в системе дополнительном образования, как обучение и воспитание в сотрудничестве, разноуровневое и разновозрастное обучение; проектная деятельность, учебные телекоммуникационные проекты, дистанционное образование и все остальное многообразие, постоянно рождающееся в повседневной практике. Об этом и об опыте реализации воспитательного потенциала в системе дополнительного образования детей и подростков шла речь на научно-практическом семинаре «Современные проблемы развития дополнительного образования детей в контексте идей непрерывного образования», который проходил ГБОУ ДО СО «Самарский Дворец детского и юношеского творчества», директор Бодрова Т.Е.
В третий день работы Форума состоялся Образовательный Квест для учащихся 10–11 классов общеобразовательных организаций г.о. Самара и Самарской области, интересующихся профессиями сферы человек-человек в дистанционном формате «Как найти свое призвание».
Участники Форума отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования.
По итогам работы Форума была принята Резолюция, в которой отмечается, что в современных условиях ускорения процессов глобализации, когда усиливается значение фундаментального образования, основанного на единстве образования и науки, роль педагогических университетов в обществе возрастает.
В связи с этим участники Форума считают необходимым:
1. Продолжить изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта, направленного на повышение эффективности, качества и доступности современного российского педагогического образования, совершенствование его форм и содержания.
2. Организовать диалог со СМИ в части:
– усиления в СМИ позитивной поддержки норм и идеалов жизни, соответствующих традиционным духовно-нравственным ценностям народов России, российского общества;
– повсеместного повышения требований к культуре разговорной и письменной речи в учреждениях и организациях.
3. Использовать возможности сетевого взаимодействия образовательных организаций с заинтересованными общественными, государственными и негосударственными организациями и ведомствами субъектов Российской Федерации, а также в рамках международного сотрудничества.
4. Отметить положительный эффект совместной работы участников Форума в определении новых подходов к решению проблем и задач педагогического образования и провести XIII Международный Педагогический Форум «Эволюция теории и практики современного образования: реалии и перспективы» в 2024 году.
Таким образом, Форум дает ориентиры для понимания и оценки современной педагогической реальности, ее ценностной идентификации, наполнения личностными смыслами, помогает увидеть перспективы развития и возможные последствия происходящего в образовании.
Материал подготовлен организационным комитетом Форума